Страница 9 из 12 Помимо сдачи хлеба в казну пашенные крестьяне выполняли различные хозяйственные работы по заготовке сена и дров для воеводы и его подьячих « съезжей избы». Суд и расправа над крестьянами лежали на приказчиках, назначаемых воеводами из состава служилых людей. Обычно приказчик жил в деревне или крестьянской слободе на особом « приказном дворе» и имел свою « съезжую избу», куда собирал крестьян, чтобы распределить среди них натуральные повинности. Кроме того, у крестьян каждой деревни было и свое собственное самоуправление: из их среды выбирались « мирской староста» и « земский дьячок». Для решения всех общественных дел собиралась мирская сходка, а в селах, как и везде на Руси, местом собрания « мира» являлась церковь. Из числа крестьян выбирались « житничные целовальники», которые хранили собранный с государевой десятинной пашни хлеб и доставляли его в город по требованию воеводы, а также выдавали его по воеводским памятям. В сибирских городах, как и везде на Руси, посад являлся их необходимой составной частью. Посадские люди платили налоги: денежный посадский оброк и оброки с промыслов. При обработке посадскими пашни с них брали налог на урожай натурой — выращенным хлебом. Кроме того, посадские выполняли ряд повинностей, а в случае нападения « немирных иноземцев» обязаны были помогать служилым людям в обороне города .
|